АВТОЛЕГЕНДЫ СССР
АВТОЛЕГЕНДЫ СССР
Собрались однажды итальянец, русский и украинец… Нет, это не начало анекдота, это начало одной яркой, весёлой и доброй автолегенды СССР – горбатого «Запорожца». Прототипом легендарного ЗАЗ-965 стал итальянский Fiat-600. Но с итальянцем «Горбатый» имеет только внешнее сходство. Остальное у него всё свое. Разрабатывался он в Москве, и «девичья фамилия» у ЗАЗ-965 чисто московская – «Москвич 444». Да и двигатель тоже московской разработки. Но силой обстоятельств этот «москаль» стал запорожским казаком. Н.С.Хрущов, вместе с Крымом отдал Украине и право выпуска дешевого автомобиля. И получила машина имя, воспетое в автолегендах СССР, – «Запорожец». А народ тут же, как и принято, в каждом украинском селе, дал машине своё прозвище, которое приклеилось к нему на века – Горбатый.
Почти 10 лет с 1960 и до конца 1969 года ЗАЗ-965 был народным автомобилем страны. Он был самым дешевым из советских машин и в нем можно было легко отправится на лечение за рубежом. А ещё и по — автомобильному, весьма модным в те времена. Ведь двигатель у него располагался сзади. Тогда машины такой компоновки выпускались и в США, и в Европе. Самая известная из таких машин – знаменитый Фольксваген «Жук». Плюс к тому же, ЗАЗ был двух дверным, как и большинство автомобилей выпускаемых в США. И дверцы открывались по европейской моде назад.
Двигатель у «Запорожца» был V-образный, воздушного охлаждения, объемом 877 кубических сантиметров, который можно было наращивать. Надёжность этого двигателя объясняется тем, что на моторном заводе в Мелитополе они выпускались параллельно и для военной мини амфибии ТПК. Но у запорожской военной амфибии мотор располагался спереди, и поэтому проблем с перегревом двигателя не возникало, а вот Горбатый этой бедой страдал. Он хоть и комплектовался вытяжным вентилятором, летом, на жаре, часто подводил своих хозяев.
Не озадачиваясь созданием автосервисов, советские начальники решили, что обслуживать свой «Запорожец» хозяин будет сам. Простота конструкции и удачная компоновка позволяла ремонтировать машину без специализированных приспособлений и особых навыков. Легкий двигатель из магниевых сплавов можно было легко вытащить двум человекам.
Конечно, в Горбатом зимой было холодно, не спасала и бензиновая печка, а летом – жарко, даже опускающиеся стёкла окон не выручали. И очень шумным он был во все сезоны! Но машина была любима советскими автолюбителями за свою выносливость, высокую проходимость и приличную грузоподъемность. Эта народная автолегенда СССР до сих пор радует любителей старых автомобилей. Ежегодно целый караван горбатых «Запорожцев» пробегает по дорогам Украины и Европы. И участвуют в этих раритетных заездах автолюбители многих стран, а на стоянках они с удовольствием травят многочисленные анекдоты про маленькую народную машину «Запорожец».
No related posts.