ПОЧЕМУ БОЛЬШОЙ РАСХОД ТОПЛИВА
ПОЧЕМУ БОЛЬШОЙ РАСХОД ТОПЛИВА
Почему большой расход топлива? Такой вопрос волнует многих. Экономичность автомобиля – это одна из основных задач конструкторов. Но тут и от водителя кое-что зависит.
Половина химической энергии топлива (как минимум) уходит в виде тепла в окружающую среду. Но можно использовать «полезный остаток» по-разному. И существует целый ряд общедоступных мер, позволяющие снизить на литр-другой большой расход топлива. Привод оборудования (вентилятор, генератор и тому подобное) и потери в выпускных и впускных трубопроводах и подкапотном пространстве могут достигать десяти процентов. Часть этих затрат просто неизбежна: вряд ли следует понижать расход топлива выключением вечером фар и габаритных огней, ведь лечение после ДТП и ремонт машины обойдутся дороже… А вот не чересчур усердно гонять кондиционер, когда жаркая погода, можно посоветовать совершенно всем, ведь его компрессор может потреблять до 10 л.с в зависимости от производительности. Сколько-то еще топлива «забирает» генератор, питающий дополнительное оборудование – музыку, противотуманки и прочее.
Почему большой расход топлива – еще теряется какая-то часть мощности по пути к колесам – каждая зубчатая пара в среднем «съедает» два-три процента крутящего момента, а карданные шарниры – немного поменьше. Но в трансмиссии в любом случае теряется от семи до пятнадцати процентов момента. И существенно уменьшить данные потери невозможно. Хуже дело обстоит с гидромеханическими трансмиссиями. КПД гидротрансформатора – это переменный, и он в среднем заметно ниже, нежели у механической трансмиссии. И в результате версия с «автоматом» потребляет больше топлива примерно на десять процентов. Это расплата за плавное трогание с места, за меньшие нагрузки на двигатель и возможность не переключать передачи.
Также многое зависит от шин. Одна из основных сил, которые действует на автомобиль, — это сопротивление качению, которое рассчитывается на коэффициент сопротивления умножением веса автомобиля. Он зависит от множества параметров, из них некоторые вполне «подвластны» владельцу машины. К примеру, для диагональных шин коэффициент вдвое выше, нежели для радиальных. Данный показатель заметно меняется и от скорости. Коэффициент практически стабилен до 50-60 км/ч, а потом начинает довольно резко расти. К примеру, он может оказаться при 120 км/ч примерно в полтора-два раза больше, нежели при восьмидесяти, вот вам и ответ на вопрос «Почему большой расход топлива?» – отсюда большой расход топлива.
Для повышения экономичности нужно выбирать радиальные шины, которые соответствуют расчетной нагрузке, а еще поддерживать рекомендованное изготовителем давление, никогда не допускать чрезмерного износа, который сразу же ухудшает все характеристики резины.
Ну а самое главное – это ездить не слишком быстро. С увеличением скорости резко растет сопротивление качению. Кроме того, начинает играть большую роль аэродинамическое сопротивление. При скоростях свыше 65-70 км/ч аэродинамическое сопротивление сравнивается с сопротивлением качению, на более же высоких становится основной причиной большого расхода топлива. А сила сопротивления воздуха полностью зависит от квадрата скорости, поэтому при сотне километров в час оно будет вчетверо большим, нежели при 50 км/ч.
Аэродинамику ухудшают и открытые окна – как минимум процентов на сорок. То есть если для движения машины среднего класса на скорости сто километров в час необходимо примерно тридцать-сорок л.с., то открытые окна Вам обойдутся в дополнительные шесть-восемь л.с.
Related posts: